Как правильно эксплуатировать аккумулятор Mazda CX-5 i-stop

Какой должен быть расход топлива у мощного двухлитрового 150-килограммового двигателя, разгоняющего двухтонный кроссовер Mazda CX-5? Казалось бы, большой, но благодаря интеллектуальной smart-системе i-stop, выключающей двигатель даже при кратковременных остановках авто, его работа на холостом ходу сводится к минимуму. Результат – мотор CX-5 потребляет примерно в полтора раза меньше топлива, чем его конкуренты (Nissan X-Trail, Tiguan, Audi Q3, Q5). Тем не менее, частые остановки/пуски двигателя  требуют особого подхода к электропитанию.

Влияние системы i-stop на АКБ Mazda CX-5

Известно, что максимальный ток батарея отдаёт при запуске двигателя. Далее её частичный разряд компенсируется подзарядкой от генератора. Во время длительной поездки по трассе аккумулятор Мазда CX-5 заряжается в обычном авторежиме. При движении по городу каждая остановка машины запускает систему i-stop, и работа генератора прекращается. На аккумулятор для Mazda CX-5 с i-stop помимо функции источника энергии для последующего запуска двигателя накладываются функции электропитания всех бортовых систем – аудиосистемы, климат-контроля, диагностики, электрических датчиков, внешних световых приборов и внутренней подсветки, обогрева стёкол и зеркал, подогрева сидений и т.д.

Влияние степени заряда АКБ на работу системы i-stop

Не только i-stop влияет на аккумулятор для Mazda CX-5. Имеется и обратная связь – от степени заряда АКБ зависит работа i-stop. Параметр, характеризующий состояние заряда батареи, выражается в процентах и называется State of Chardge или просто SOC. Для корректной работы системы показатель SOC должен быть выше 85%, при SOC менее 68,4% она перестаёт работать.

Смарт-зарядка АКБ СХ-5

Полностью компенсировать потери электрической энергии при работе системы i-stop в городском цикле невозможно, но инженеры «Мазда» побеспокоились о том, чтобы даже при частых выключениях/запусках двигателя аккумулятор Mazda CX-5 2.0 стандартной комплектации получал максимальную подзарядку. Это было достигнуто путём внедрения так называемой интеллектуальной системы зарядки (смарт-зарядки).

При замедлении автомобиля в связи с уменьшением подачи топлива в цилиндры двигателя или торможением, датчик тока автоматически повышает напряжение генератора, позволяя накапливать дополнительную электрическую энергию для зарядки батареи. Кроме того, «умная» смарт-зарядка даёт возможность использовать кинетическую энергию, снижая нагрузку на генератор, что также положительно сказывается на экономии топлива. Конечно, «быстрая зарядка» высокими токами – не самый лучший способ продления работы любого источника питания, но пока ничего более эффективного не придумали.

Важно! Использовать метод «быстрой зарядки» с помощью зарядного устройства недопустимо! Игнорирование этого правила может привести к выходу системы i-stop из строя.

Зарядка аккумулятора Mazda CX-5 в домашних условиях

Если автомобиль эксплуатируется только для междугороднего сообщения (длительные поездки по трассе), дополнительных зарядок аккумулятор Mazda CX-5 оригинал требовать не будет. Используя энергию, вырабатываемую генератором, смарт-зарядка в штатном режиме доведёт SOC до 100%. Кроме того, саморазряд происходит, даже когда автомобиль не эксплуатируется, ежесуточное снижение SOC из-за паразитных утечек составляет около 1,16 %.

Степень интенсивности разряда зависит от многих факторов: включение охранной сигнализации, открывание/закрывание дверей и капота, положение рычага АКПП (для минимизации утечек рекомендуется оставлять неэксплуатируемый автомобиль с рычагом АКПП, установленным в положении «Р»), нахождение в салоне авто или около него ключа доступа к автомобилю («носимая карта»). Поэтому подавляющему большинству владельцев Mazda CX-5 рано или поздно требуется дополнительная зарядка АКБ. Сделать это в домашних условиях вполне реально с помощью специального устройства. Руководство по эксплуатации (мануал) Mazda CX-5 рекомендует выполнять данную процедуру каждые 2-3 недели.

Рассмотрим, как зарядить аккумулятор на Мазда CX-5

Для начала нужно удостовериться в необходимости зарядки батареи, т.е. оценить SOC. Это делается путём измерения плотности электролита с помощью ареометра. Также следует помнить о влиянии на показатель температуры окружающей среды. Сопоставить плотность электролита при заданной температуре воздуха с показателем SOC можно по таблицам, содержащимся в специальных справочниках (печатные или онлайн).

При температуре 20 градусов SOC = 100% будет соответствовать плотности электролита 1,280 г/см куб., SOC = 85% — 1,262 г/см куб., 65% — 1,234 г/см куб. При более низкой температуре окружающей среды плотность, равная определённому уровню SOC, будет выше, при более высокой температуре – ниже. Иметь под рукой полную таблицу соответствия плотности электролита уровню SOC при разных температурах необязательно. Достаточно помнить формулу приведения:

Плотность электролита при температуре 20 градусов = измеренное значение плотности + (фактическая температура ОС – 20) х 0,0007.

Перед тем как зарядить аккумулятор Mazda CX-5, отметьте его самую разряженную банку. Далее учитывая плотность электролита по таблицам, рассчитайте время заряда батареи. Например, плотность более 1,24 говорит о том, что время заряда составит 180 минут, а плотность 1,17 потребует для полной зарядки 360 минут. Заряжать следует постоянным током 10 ампер, проверяя и корректируя (при необходимости) силу тока каждые 60 минут.

Оценку SOC проводят через 6-48 часов после окончания зарядки. Если плотность электролита в одной из банок составит менее 1,25, следует задуматься о покупке новой батареи.

В осенне-зимний период количество «потребителей» электроэнергии значительно увеличивается. Дополнительную нагрузку дают климат-контроль, обогрев стёкол и зеркал, подогрев сидений, из-за чего разряд зимой происходит гораздо быстрей, чем летом. В один прекрасный момент автомобиль может просто не завестись. Некоторые водители отключают i-стоп, но об экономии топлива в таком случае можно забыть. Двигатель авто и электропитание Мазды СХ-5 работают при этом в таком же режиме, как и в сотнях других моделей. Выход из положения – приобрести и всегда возить с собой внешний источник электроэнергии (автономное пуско-зарядное устройство), который при необходимости позволит осуществить аварийный запуск мотора.

Современное автономное пуско-зарядное устройство (бустер) не занимает много места. Его можно использовать как для запуска ДВС, так и для восполнения заряда штатного источника энергии. После запуска двигателя собственный заряд бустера можно увеличить сразу же, подключив его к электрической сети машины через разъём прикуривателя.

Замена АКБ Мазда СХ-5

Следить за уровнем заряда аккумуляторной батареи очень важно! При падении SOC ниже 25% (плотность электролита до зарядки ниже 1,17) восстановление батареи будет весьма проблематичным. В пластинах происходят необратимые изменения, которые не дадут набирать и долго удерживать заряд, необходимый для стабильной работы системы i-stop.

Как поменять аккумулятор на Мазда CX-5

Процедура замены АКБ на Мазде СХ-5 очень проста. Первым делом нужно снять старую аккумуляторную батарею:

  1. Отключить от минусовой клеммы датчик тока. Так мы обесточим бортовой компьютер, не допуская возможного прохождения ошибочного сигнала управления двигателем.
  2. Снять минусовую клемму.
  3. Снять плюсовую клемму.
  4. Убрать фиксирующую планку.

Устанавливать новый аккумулятор Мазда CX-5 следует спустя 1 минуту после снятия старого. За этот небольшой временной промежуток из памяти блока PCM (Powertrain control module – он же «мозги») будет удалена информация о состоянии старой АКБ. Установка новой батареи производится в последовательности, обратной снятию.

После монтажа новой аккумуляторной батареи её необходимо «прописать» в системе:

  1. При выключенном двигателе установить выключатель пуска двигателя в положение ON.
  2. Установить рычаг АКПП в положение «нейтраль».
  3. При нажатой педали тормоза:
  • нажать и удерживать не менее 5 секунд педаль газа (должны начать мигать сигнализатор заряда АКБ и главный предупреждающий сигнализатор);
  • трижды нажать и отпустить педаль газа (сигнализатор заряда АКБ и главный предупреждающий сигнализатор должны погаснуть).

 

Если автомобиль Мазда CX-5 оборудован LCD дисплеем комбинации приборов, перед установкой выключателя пуска двигателя в положение ON необходимо закрыть все двери, после установки – дождаться появления на дисплее предупреждающего сообщения, после чего удалить его переключателем INFO, расположенным на рулевом колесе.

Чтобы проверить, насколько корректно прошла инициализация аккумулятора Mazda CX-5, нужно включить зажигание, затем нажать и удерживать 10 секунд выключатель i-stop. Мигающий зелёный индикатор будет говорить о том, что процедура инициализации АКБ прошла успешно. Мигающий жёлтый сигнализатор означает недозаряд или перезаряд аккумуляторной батареи. Постоянно горящий жёлтый сигнализатор указывает на то, что инициализация батареи в системе не выполнена, и требуется повторение.

Важно! Для корректной инициализации АКБ её SOC должен быть более 75%.

Какую аккумуляторную батарею можно поставить на Мазда СХ-5

Учитывая специфику работы системы i-stop, производитель настоятельно рекомендует использовать оригинальный Mazda CX-5 аккумулятор, артикул которого можно уточнить по каталогам Mazda. Кроме того, исчерпывающую информацию о том, какой аккумулятор поставить на Mazda CX-5, можно получить у специалистов авторизованных сервисных центров. Изначально с конвейера кроссоверы Мазда СХ-5 комплектовались 65-амперными АКБ Panasonic Q-85. Сегодня линейка доступных к установке батарей значительно расширилась (ряд моделей Exide, Bosch и др.) Узнать, какой аккумулятор стоит в Мазда CX-5, можно, изучив наклейку на его корпусе.

Выбирая аккумуляторную батарею отличную от той, которой комплектовался автомобиль на конвейере, стоит учитывать не только ёмкость и пусковой ток (для моделей с двухлитровым двигателем – пусковой ток 540 А*ч, для моделей двигателя объёмом 2,2 л – 640 А*ч), но и тип (AGM/EFB).

Очень важно обращать внимание на габаритные размеры. Чрезвычайно плотная компоновка подкапотного пространства обязывает выдерживать их особенно чётко. Обладатели двухлитрового двигателя должны выбирать АКБ, соответствующую размерам 202х230х172 мм (высота х длина х ширина), модель объёмом 2,2 литра будет запрашивать более длинную нишу — 202х255х172 мм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: